Чувство меры

Что составляет основу правильной охоты? Как добиться того, чтобы она стала более одухотворённой? Что требуется для достижения высшей культуры и искусства в этом благородном деле? Эти вопросы всем охотникам весьма полезно обратить к самим себе.

Правильные ответы на них стали особенно актуальными, в связи с тем, что по нашей стране неудержимо распространялся глобальный культ стяжательства и фанатичного потребительства «благ» антиприродной цивилизации.

Чисто материалистический и приземлённый образ мыслей и действий широко переносился на охоту, несмотря на исторически сложившееся высокое духовное богатство этого, достойного во всех отношениях занятия. К сожалению, именно это привело к явному выхолащиванию охоты за годы строительства «рыночного капитализма» в России.

Суетная и непрестанная деятельная активность в бесконечной конкурентной гонке ради создания более комфортных и гламурных условий существования любой ценой всё в большей мере захлёстывала многих, особенно жителей крупных городов, становясь смыслом их жизни. Вследствие развития этих пороков современного общества они превращались в психологически зависимых калек и в нравственно неполноценных людей.

Чисто материалистический и приземлённый образ мыслей и действий широко переносился на охоту, несмотря на исторически сложившееся высокое духовное богатство этого, достойного во всех отношениях занятия. К сожалению, именно это привело к явному выхолащиванию охоты за годы строительства «рыночного капитализма» в России. Поэтому, нравственная ограниченность и неразборчивость малосведущих охотников зашла уже слишком далеко.

Многие совершенно не обременены даже самыми элементарными и первичными познаниями об охотничьих животных. Что уж говорить об обладании совершенной охотничьей культурой и почитании отечественных традиций охоты, которые важно знать и строго соблюдать, иначе теряется неписанная этика охоты. Это не охотники, а стрелки, преуспевающие в профанации правильной охоты. Они, по своей сути, чрезвычайно далеки от понимания истинных духовных ценностей охоты, со всеми вытекающими последствиями.

В связи с этим и в результате ряда бездарных и бестолковых государственных попыток перевода охоты на коммерческие рельсы, в современной околоохотничьей среде возникли всевозможные отклонения, проявляющиеся в гипертрофированном виде. В подтверждение сложившегося весьма плачевного положения дел, от многих современных невежд с новенькими госохотбилетами и ружьями в руках часто исходят яркие в своей безграмотности и безнравственности настоящие перлы, не говоря уже о их явно неприличных действиях или поступках в охотничьих угодьях, с которыми постоянно приходилось сталкиваться за последние годы.

Эти изречения достоверно свидетельствует о их «высоком уровне» культуры и познаний в охоте:

О вальдшнепах: «Вальдшнепы – это такие уточки с длинными клювиками. В той роще их много на деревьях сидит»
О кабанах: «Какие лицензии?! Стреляй и тащи!»
О стае крякв с чирками весной: «Во! Утки с детями полетели!»
О песне скворца, имея в виду глухаря: «Вон на том дереве он токует!»
О стрельбе самок уток с подхода и влёт весной: «А у нас всех уток стреляют, какая разница?», «А я не могу их отличить от селезня!»
О тетеревах: «Тетеревов не было, вот и пришлось тетёрку стрельнуть» «Я этих тетерок для собаки стрельнул. Нигде не написано, что их нельзя стрелять!»
О добыче сугубо браконьерским способом: «Какая охота, когда холодильник пустой?!»
Об охоте с легавой: «Бипер – это самое важное!»
О стрельбе по копытным картечью: «Лишь бы зацепить, что бы кровь пошла, а собаки по каплям крови найдут»
О стрельбе зайцев из-под фар: «Нужно будет ночью покататься!»
На коммерческой загонной охоте: «А какой стороной кабан побежит?»
Вопрос: «По какому из оленей стрелял?» Ответ: «По куче»
О дупеле: «Если оттуда дупель улетит, то поедем южнее!»
О лицензии на лося: «Одна есть, а две – в уме!»
О состязаниях легавых — «эксперт», приверженец фильд-трайлов: «Через 1-2 года дальности чутья больше не будет!»

Часто у этих «горе-охотников» проявляется упорное стремление сделать охоту более эффективной и комфортной с точки зрения «успешной» мясозаготовки на природе. Охотятся они по принципам «лишь бы подстрелить» и «лишь бы поменьше ходить». На первый план выходит и превалирует максимально быстрый и удобный бездуховный отстрел любыми незамысловатыми или «упрощающими» новомодными средствами, зачастую электронными, как можно большего количества наиболее ценных «трофеев», в виде живых мишеней.

Многочисленные «охотники выходного дня» выезжают на охоту от случая к случаю, когда не могут придумать, чем бы ещё заполнить свой досуг. Большинство из них воспринимают охоту исключительно как забавное развлечение на свежем воздухе, как весёлые «пострелушки» на природе, зачастую под неумеренное потребление алкоголя и с нарушением самых элементарных норм морали. Или в виде «классного отдыха», с целью расслабиться на природе.

Чтение же произведений классиков русской охотничьей литературы, изучение и усвоение бесценного опыта старших поколений охотников, в лучшем случае, подменяется экспресс интернет-образованием на форумах или сайтах. Там воцарилась «аристократия помойки» «без году неделя», охотничья квалификация которой, заключается, в основном, лишь в «уникальном» умении жать на спусковой крючок и компьютерные клавиши. Для подавляющего большинства таких маргинальных «охотников», особенно новоявленных, стало лишним и совершенно ненужным постижение и сохранение правильного отношения к истинным охотничьим ценностям и к отечественным традициям охоты как к общенародному культурному достоянию.

Они не понимают или вообще не знают, даже не догадываются и никогда не задумывались об истинном смысле и основной цели охоты. Все их действия и усилия сводятся исключительно к примитивному и торопливому отстрелу или просто к оголтелой стрельбе в сторону дичи «на удачу». Понятно, что при таком поспешном и поверхностном, явно дилетантском подходе к охоте — невозможно развить в себе высшую культуру этого достойного занятия. Нельзя пренебрегать тем, что именно культура охоты определяет её реальное содержание. Сохранение охоты в её уникальном отечественном традиционном виде непосредственно и напрямую зависит от современного уровня её культуры.

В чём же заключается охотничья культура и к чему нужно стремится, чтобы избежать дальнейшего выхолащивания её наиболее важных духовных составляющих?

На охоте первостепенными по значимости всегда должны быть не факт отстрела, и конечно же, не стрельба, и тем более не количество битой дичи, как главная самоцель и проявление недостойной жадности в обладании «трофеями», а наслаждение и восхищение меняющимися состояниями всегда прекрасной девственной природы, красотой и разнообразием животного мира. Достичь высокой культуры охоты можно лишь через сосредоточенное и вдумчивое созерцание, глубокое душевное восприятие сказочности природы, через проникновение в неё и слияние с ней. Таким образом происходит сближение с удивительной и уникальной охотничьей фауной.

Только в результате такого правильного осмысления охоты и возможен этичный и полностью обоснованный подход к бережливому отстрелу, исключительно для потребления в пищу, а не ради глумливого развлечения, удовлетворения своих болезненных амбиций, тщеславия или бахвальства или неуёмного и нездорового страстного азарта.

Бессмысленно отрицать непреложный факт, что получение натуральной экологически чистой еды от природы – это естественная и жизненно необходимая потребность любого человека. Рациональный сбор охотниками богатого и щедрого природного урожая в виде деликатесной и свободной от коммерческих химических добавок мясной пищи, а также добыча пушнины и уничтожение вредных хищников — абсолютно гуманны и исключительно полезны для человека.

Это правильно и с научной охотоведческой, и с православной точек зрения, в отличие от любых проявлений пагубных псевдоохотничьих страстей. Что и доводит «горе-охотников» до вопиющих безнравственных и опасных поступков, вплоть до частых смертельных случаев. Ведь бездуховность влечёт за собой безусловное обеднение и ослабление моральных качеств.

Это выражается в недостойном поведении стрелков, всегда готовых, во что бы то ни стало, отстреливать охотничьих и даже неохотничьих животных или устраивать канонаду с беспредельной и бестолковой пальбой в угодьях, что не имеет абсолютно никакого отношения к истинной культуре стрельбы и вековым отечественным традициям охоты. Неэтичное поведение добытчиков в угодьях обусловлено именно такими порочными наклонностями, наряду с безграмотным и недобросовестным отношением к охоте и к животным. Эти люди пытаются весьма неубедительно оправдывать такое своё личное, весьма далёкое от правильного, поведение нехваткой у них времени или возможностей для полноценного общения с природой, повышения своего искусства охоты и стрельбы.

А суть заключается в том, что у этих «горе-охотников» просто отсутствуют настоящее желание и потребность слиться с природой и посвятить этому значительную часть своей жизни. Это происходит по причине того, что они элементарно не хотят или не считают нужным пожертвовать для этого какими-то сомнительными плодами техногенной цивилизации. Напротив, часто заметно стремление, как можно быстрее и проще урвать от природы кусок мяса того или иного размера в пере, либо в шерсти. Или «крутой трофей» на заорганизованной коммерческой охоте для самоутверждения и бахвальства в своём кругу псевдоохотников, при этом, совершенно не обращая никакого внимания на природу и следы пребывания в ней животных. Тем самым, разрушая правильную охоту изнутри.

Развитие в себе созерцательности и наблюдательности на охоте наряду с пристальным и глубоким изучением угодий и жизни их обитателей — является верным залогом и обязательным условием достижения истинной гармонии с природой. К постижению высших культуры и искусства охоты возможно прийти исключительно через усиление своих духовных целей.

Потребность в единении с природой и в сохранении возобновляемых природных ресурсов посредством правильной охоты должна перерастать в глубокую, истинную любовь, душевную привязанность к своей родной земле и благодарность ей. Восстановление, укрепление и утверждение достойного и высоконравственного образа и роли российской охоты становится особенно важным и значимым в жизни нашей страны на нынешнем новом и многообещающем этапе её развития, когда в обществе начали возрождаться национальное самознание и общенародная духовность.

Яндекс.Метрика