Открытое письмо членам секции «Курцхаар II» от племенного сектора

Открытое письмо членам секции «Курцхаар II» от племенного сектора

30 Ноя 2015

Уважаемые члены секции! Занимаясь общественной работой, направленной на развитие нашей породы, нам довольно часто приходиться сталкиваться с непониманием принятых нами решений. Мы стараемся вести разъяснительную работу, выступаем на собраниях, ведём индивидуальные беседы и всегда открыты для диалога. Но часто владелец смотрит на ситуацию сквозь призму только своей собаки, полагая, что выполнив требования, прописанные в «Положении о племенной работе», племенной сектор может, или даже обязан, повязать его собаку. Не всё так просто: племенное разведение – многофакторная модель, и все её тонкости и нюансы невозможно отобразить в виде нормативного документа. Но и тайны здесь никакой нет! Мы хотим донести до Вас, на что мы опираемся, на что обращаем внимание при решении о вязке тех или иных собак. По-сути это письмо – «комментарии» к «Положению о племенной работе».
Племенное разведение стало «яблоком раздора» во многих секциях МООиР. Люди по-разному видят будущее породы, при этом каждый мнит себя «большим специалистом» и, отстаивая свою точку зрения, часто переходит границы дозволенного. К большому сожалению, больше всего от этого страдают собаки, потому как поголовье от этого лучше не становится. А кто-то при этом с маниакальной настойчивостью многократно вяжет свою собаку, своих потомков, бессовестно используя своё служебное положение. Это вообще большая беда, отстроченная во времени. Суть этой проблемы, как она со временем проявляется, мы поясним ниже. Кто-то наоборот, отказывается от предложенной вязки, мотивируя это тем, что «там владелец – нехороший человек». В этом случае порода лишается возможности получить перспективных, интересных во всех смыслах щенков.
Спросите, к чему мы сейчас об этом? А к тому, что исходим мы из тех позиций, что Вы нам доверяете, что мы не используем подобные методы в своей работе, что полностью исключаем «человеческий фактор» при подборе племенных пар и рассматриваем ожидаемых потомков в некой перспективе, краткосрочной или долгосрочной. Иными словами, думаем не только о том, кто родится «сегодня», но и с кем они смогут повязаться «завтра». И вопрос доверия к племенному сектору здесь крайне важен: мы работаем с собаками, но общаемся с людьми.
Каким же образом подбираются пары? С чего всё начинается? Инициатива всегда исходит от владельца суки, будущего заводчика. Подготовив необходимые документы, он приходит на бюро секции и называет ориентировочный срок, когда у суки должна начаться течка. Самый первый вопрос, который ему задают: есть ли у Вас собственные кандидаты на вязку? Если таковой (таковые) есть, мы внимательно изучаем и сопоставляем родословные этих собак. Смотрим наличие известных, может даже выдающихся предков, или наоборот, проблемных собак. Вспоминаем и обмениваемся всей информацией, которую мы знаем о них. Сопоставляя обе родословные, обращаем внимание на наличие общих предков (одних и тех же собак), т.е. будет ли инбридинг*, насколько близкий и на какую собаку (собак).*Информация для справки: инбридинг (англ. inbreeding, от in — в, внутри и breeding — разведение), инцухт (нем. Inzucht), скрещивание близкородственных форм в пределах одной популяции организмов. Основная цель инбридинга – сохранение наследственных особенностей того или иного выдающегося предка. Главное требование к инбридингу – его направленность. Инбридинг нужно проводить только на определенное выдающееся животное.* Более подробно с этим вопросом Вы сможете ознакомиться в профильной литературе, мы же поясним, что из всех видов инбридинга нами могут быть допущены лишь умеренный, отдалённый, и комплексный.
Исходя из положения, что основным критерием оценки производителей является качество производимого ими потомства, важнейший вопрос, который ставится перед подбором племенных пар – вопрос о качестве потомков данного производителя от других вязок. Если таковые имеются – узнаём, вспоминаем, обмениваемся, предполагаем: насколько передались экстерьерные качества, как потомки работают в поле, как передались поведенческие особенности, если передались, то от кобеля или от суки??? Таким образом, ставится вопрос о препотентности* потенциального производителя. * Препотентность (от лат. рrаероtens, род. п. praepotentis более могущественный) — способность производителя или самки передавать с повышенной устойчивостью свои индивидуальные качества потомству. Биологическая сущность препотентности заключается в доминировании наследственных признаков.* То есть, насколько дети будут похожи на родителей, и на кого в частности? А ведь наследственные признаки могут быть как положительными, так и отрицательными. В последнем случае мы порекомендуем отказаться от подобной вязки и предложим другую кандидатуру.
В том случае, если у владельца суки нет на примете кобеля, племенной сектор предложит три варианта. Иногда это может быть один основной и два резервных, иногда три равнозначных (на выбор заводчика), всё зависит от конкретного случая. В списке племенных производителей нашей секции порядка пятнадцати особей. Эта цифра меняется из года в год: появляется новые члены секции со своими питомцами; подрастает и получает дипломы молодёжь; кто-то наоборот, достигнув преклонного возраста, уходит на покой. И нельзя сказать, что между ними существует какая-то очередь на вязку, но определённая иерархия всё же есть. В случае, когда несколько кобелей подходят суке по родословной, приоритет получит:
1. Носитель крови, в родословной которого «сидят» известные, проверенные, а иной раз даже выдающиеся предки.
2. Второй по списку, но не по значению: носитель редкой крови (например – привезённый кобель), при этом обладающий прекрасными статями, рабочими качествами и крепкой, устойчивой психикой.
3. Ценный племенной кобель, подтвердивший свою препотентность, но имеющий небольшое количество щенков. От него племенной сектор вправе ожидать перспективных потомков.
4. Если первые три пункта не подходят под описание кандидатов на вязку, то вероятнее всего, вязаться будет молодой, ещё не развязанный кобель.

Вместе с тем, есть кобели, не успевшие еще получить высоких полевых дипломов, но от которых весьма желательно иметь потомство в силу их уникального происхождения и отличного экстерьера. С другой стороны, даже при наличие высоких полевых дипломов, есть кобели, вязка с которыми нежелательна по причине экстерьерных особенностей, на которые необходимо также обращать внимание.

ГОЛОВА

Как говорят авторитетные эксперты: «Голова – это половина собаки». Понаблюдайте на выставках, как сильно могут отличаться головы у собак, даже если всем поставили оценку «отлично». Мы не будем цитировать Вам стандарт курцхаара, но отметим недостатки, которые мы встречаем среди курцхааров. Рассматривать голову следует во всех трёх осях координат, при этом должны соблюдаться все пропорции, заложенные в стандарте. Нередко нам доводится видеть курцхааров с широкой черепной частью, укороченным ухом, переразвитым, резко выраженным «соколком» (затылочный бугор). Встречаются откровенно «сырые» собаки, у которых излишне много кожи в шейном отделе, и как следствие – удлинённое ухо. Попадают в наше внимание и собаки с нарушениями пропорций. «Длина морды — длина черепной части»; острощупые, либо наоборот, «заквадраченные» морды. Некрасиво выглядят резкий переход ото лба к морде; круглый, или наоборот излишне зауженный, «монголоидный» глаз. А жёлтый цвет глаз стал бичом породы: это отмечают многие эксперты и во многих регионах предпринимаются целенаправленные попытки искоренения этого недостатка. Некоторые собаки «обладают» сразу несколькими недостатками из этого списка, и если они окажутся препотентными, то гарантированно передадут их своему потомству. Всем хочется иметь красивую собаку, а такие недостатки лишают курцхаара его лоска, эстетичного, высокопородного вида, «упрощают» его. Отдельного внимания заслуживает пропорциональность головы собаки относительно всего тела (крупа). О кобелях, имеющих относительно мелкие головы, говорят, что он «в сучьих ладах». Сук с крупными головами, соответственно – «в кобелиных ладах». Вязка таких собак также нежелательна.

ЗУБЫ

Весьма важная тема, поскольку является рецессивным признаком. То есть возможны такие варианты, когда от собак, не имеющих недостатков по зубам, рождаются потомки с нарушениями зубной формулы и (или) прикуса. В связи с этим племенной сектор отслеживает не только Ваших питомцев, но и собирает информацию об их предках, насколько это возможно. Вязка таких собак крайне нежелательна.

РОСТ

Наряду с «жёлтыми глазами», излишний рост также становится серьёзной проблемой. Укрупнению подвержены многие породы, и курцхаары не стали исключением. Эксперты – породники говорят: «Получить крупную собаку несложно, но как потом получить нормальную, стандартную?» И если укрупнение может быть где-то полезно (например, в мясном животноводстве), то в охотничьем собаководстве это – негативный фактор. Дело в том, что крупные особи более стомчивы и медленнее восстанавливают свои силы после больших нагрузок. Думаем, значимость этого фактора объяснять не нужно – мы все охотники. Кроме того, существует мнение, что крупные особи в породе более подвержены болезням, травмам и, в целом, жизнь их будет короче. Попытки повязать крупных кобелей с мелкими суками, чтобы получить «нечто среднее» без учета роста их предков, чаще всего не приносят «ожидаемых» результатов: половина щенков помёта могут быть крупными «в папу», а вторая половина – мелкими, «в маму», соответственно. Нам бы хотелось в рамках секции остановить эту негативную тенденцию и не вязать собак, рост которых превышает допустимые стандартом пределы.

ГРУДНАЯ КЛЕТКА и КОНЕЧНОСТИ

Правильно сформированная, развитая грудная клетка напрямую связана с объёмом лёгких собаки. Рассматривать её следует в двух проекциях: она должна быть достаточно широкой при виде спереди, и опущенной «до локотков» при виде сбоку. Значимость объёма лёгких для охотничьей собаки, думаем, пояснять не нужно. К счастью, какие-либо недостатки, связанные с грудной клеткой, встречаются не часто.
Гораздо чаще, к сожалению, нам доводится видеть собак с недостатками конечностей, а точнее – задних конечностей. Так же, как повышенный рост и жёлтые глаза, «прямоватость» задних лап становится массовым негативным фактором. Более половины собак в ринге отмечаются экспертами с этим недостатком. А ведь скакательный сустав несёт основную нагрузку при движении собаки, влияет на эффективность и красоту бега и косвенно на утомляемость собаки. Нами отмечаются собаки с ярко выраженными скакательными суставами: при заострении внимания они сильно «бросаются в глаза», и среди собачников Вы иногда сможете услышать термин «запятая» — задние конечности таких собак действительно напоминают этот знак препинания.

ПСИХИКА

Весьма тонкая, чувствительная и сложная тема. Рассудите сами: собак можно измерить в сантиметрах вдоль и поперёк, сравнить их на выставках; рабочие качества посчитать в баллах, степенях дипломов, призовых местах на состязаниях. А как «померить» психику? В каких единицах? Для изучения человеческой психики применяют различные тесты и опросники, но и в этих случаях валидность многих из них вызывает большие сомнения. А собака? Она даже разговаривать не умеет. Как узнать, что у неё на «уме»? Тем не менее, в стандарте курцхаара Вы найдёте: «Немецкая короткошерстная легавая собака – с безусловно уравновешенным типом нервной деятельности. Злобность к человеку и трусость к зверю — пороки». Психика проявляется в поведении, и внимательно наблюдая за собакой, её реакцией на различные раздражители, можно определить, какой у неё тип высшей нервной деятельности (ВНД). Судя по формулировке, оригинаторы породы подразумевают, что курцхаар – типичный сангвиник. Мы не будем описывать характерные черты каждого типа ВНД, желающие могут прочитать это в интернете, например, здесь: http://www.petshealth.ru/pets/dog/anatomia/tipy-VDN.php
Мы стараемся использовать любую возможность, чтобы понаблюдать за Вашими питомцами: и не только на выставках и испытаниях, но и вне ринга, на стоянке в лагере, на охотах и совместных прогулках, если это удаётся. Поведение собаки в быту не мене важно для владельца, чем её охотничьи качества. Нам доводилось слышать о взрослых собаках, обладающих прекрасными статями и отличными рабочими качествами, но которые, при этом, совершенно не способны оставаться одни дома или в машине. Излишне возбудимые, они уничтожают ценные вещи в квартире, пачкают, не дожидаясь прогулки, соседи жалуются на непрерывный громкий лай и скулёж. Наверно, никому не хочется иметь такого домашнего тирана. При этом можно понять такие «выходки» у щенка, но к 1.5 годам у курцхаара с сангвиническим типом ВНД такого поведения быть не должно.
Синоним типа ВНД – темперамент. Темперамент передаётся по наследству. Характер – это темперамент плюс «научение». Современные психологи сходятся во мнении, что характер формируется на 50% от родителей (темперамент), и на 50% под воздействием внешней среды (научение). Племенной сектор с большой долей вероятности может предположить, какой тип ВНД будет у щенков, ну а остальное будет зависеть от их будущих владельцев.
Тип ВНД является важным аргументом в пользу той или иной собаки при подборе племенных пар. Собака, претендующая на вязку, в зоне нашего особого внимания.
Любое проявление поведения (патерн), как пазл, формирует картину её типа ВНД, и для нас приоритетным является чистый сангвинический, без примеси элементов других типов.

МНОГО ВЯЗОК

Случается и такое, что кобель обладает неплохими данными: хорошие стати, много рабочих дипломов, вполне себе неплохие щенки, и суке по родословной подходит, но вязки не получает. Дело в том, что он вязался уже неоднократно и имеет большое количество щенков. Это приведёт к тому, что через 3 поколения (5-7 лет) он будет «сидеть» в родословной большинства собак секции, и племенной сектор будет вынужден проводить на него инбридинг. Это хорошая собака, но не выдающаяся, а как мы поясняли выше, инбридинг следует проводить только на выдающееся животное. Именно с этим связано ограничение количества вязок для кобелей, указанных в «Положении о племенной работе». Напомним, это три вязки в рамках секции, и три за её пределами. Ограничение вязок «на стороне» было вызвано тем, что многие собаки, рожденные в других областях и привезённые в московский регион, имеют корни наших же московских собак. В этом случае вновь встаёт вопрос о вынужденном инбридинге на средних собак, но отнюдь не выдающихся.
Напротив, если Вы заметите, что какой-то кобель много и активно вяжется, знайте, что это целенаправленные действия племенного сектора для дальнейшего инбридинга на эту собаку.

ОДИНАКОВЫЕ НЕДОСТАТКИ

Бывают случаи, когда племенному сектору интересно повязать определённого кобеля, который либо ещё не развязан, либо желательно получить потомство определённого кобеля от вязки с другой сукой, с которой он еще не вязался. Но в данный момент планирует вязаться такая сука, которая имеет такие же недостатки, как и кобель (например, прямоватые задние конечности). В этом случае, в геометрической прогрессии, вырастает вероятность закрепления этих недостатков в потомках. Племенной сектор не будет рассматривать такого кобеля как претендента на вязку с данной, конкретной сукой и со временем предложит ее владельцу другой вариант.

Как видите, нам приходится учитывать много факторов при подборе племенных пар. И заметьте, мы ни слова не упомянули о победителях различных состязаний. Для нас это ценная информация, но говорящая лишь о рабочих качествах данной собаки, не более. К тому же, призовые места на состязаниях во многом зависят от «везения». Для нас будет более ценным лично наблюдать «среднее» выступление Вашей собаки на нашем, секционном мероприятии, чем слышать о «блестящем» выступлении под эгидой других организаций. Именно этим обусловлено требование, прописанное в «Положении о племенной работе», что один из дипломов по основному виду должен быть обязательно получен на внутрипородных полевых мероприятиях секции. Точно также, учитывая вышесказанное, не гарантирует вязку собаке и первое место в ринге. Как Вы поняли, собаки далеко не всегда передают свои положительные качества потомкам, а могут и устойчиво передавать отрицательные. Мы же стараемся поступать по принципу: « Каждая вязка должна давать щенков, которые были бы не хуже своих родителей, а в идеале — лучше их».

С наилучшими пожеланиями!

Племенной сектор секции любителей охотничьих собак
«Курцхаар-II» Центра Кровного Собаководства МООиР:

Вустин Михаил Михайлович
Нестеренко Татьяна Владиславовна
Морозов Сергей Евгеньевич


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Яндекс.Метрика